Сочинение — обязательная часть итоговой аттестации в 11 классе. Без этой работы школьника не допустят до ЕГЭ.
Итоговое сочинение — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
-
соответствие теме,
-
аргументация (привлечение литературного материала),
-
композиция и логика рассуждения,
-
качество письменной речи,
-
грамотность.
В 2022/23 учебном году темы итогового сочинения будут формироваться следующим образом:
создаётся закрытый банк тем итогового сочинения (далее – Банк) на основе разработанных в 2014-2021 гг. тем сочинений;
публикуются в открытом информационном пространстве названия разделов и подразделов Банка с комментариями, а также образец комплекта тем итогового сочинения;
расширяются возможности выбора темы: каждый комплект будет включать не 5, а 6 тем – по две темы из каждого раздела Банка;
комплекты тем итогового сочинения 2022/23 учебного года собираются только из тем сочинений, использованных в прошлые годы.
Остаются неизменными порядок, процедура проведения и критерии оценивания итогового сочинения, включая формирование комплектов в режиме конфиденциальности для каждого часового пояса отдельно и их открытие за 15 минут до начала итогового сочинения. Итоговое сочинение сохраняет литературоцентричный и надпредметный характер.
На официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
https://fipi.ru/ размещены следующие материалы: структура Банка, комментарии к разделам Банка, образец комплекта тем итогового сочинения 2022/23 учебного года.

Особенности формулировок тем итогового сочинения в 2022-2023 учебном году
В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения собираются только из тех тем, которые использовались в прошлые годы.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения.
|
Разделы и подразделы
|
1
|
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
|
1.1.
|
Внутренний мир человека и его личностные качества
|
1.2.
|
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
|
1.3.
|
Познание человеком самого себя
|
1.4.
|
Свобода человека и ее ограничения
|
2
|
Семья, общество, Отечество в жизни человека
|
2.1.
|
Семья, род; семейные ценности и традиции
|
2.2.
|
Человек и общество
|
2.3.
|
Родина, государство, гражданская позиция человека
|
3
|
Природа и культура в жизни человека
|
3.1.
|
Природа и человек
|
3.2.
|
Наука и человек
|
3.3.
|
Искусство и человек
|
Темы раздела:
– связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
– нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
– касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
– позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
– побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы раздела:
– связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
– нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
– касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
– позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
– побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Темы раздела:
– связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
– нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
– касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
– позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
– побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Просмотров: 1 051